Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Погрузочно разгрузочные работы в строительстве. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы

Для обеспечения безопасных условий труда при погрузоч-но-разгрузочных работах необходимо, в первую очередь, максимально механизировать трудоемкие процессы, оснастив все пункты разгрузки вспомогательными грузоподъемными устройствами и приспособлениями.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с ГОСТ 12.3.009—76* и требованиями СНиП Ш-4-80, правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
Необходимо также соблюдать ГОСТ 12.3.020—80 и ведомственные правила.
Погружают и выгружают материалы на оборудованных площадках или пунктах, которые систематически очищают от мусора, грязи, а в зимнее время - от снега и льда. Проходы и рабочие места посыпают песком или шлаком. Ночью площадки хорошо освещают.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации. Механизированный способ ведения работ обязателен при весе грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. Механизированным способом, как правило, необходимо погружать и разгружать пылевидные материалы (цемент, известь, гипс). При малом объеме пылящих материалов в исключительных случаях разрешается работать вручную, но обязательно в пыленепроницаемой одежде, в брезентовых рукавицах, респираторах и пылезащитных очках. Категорически запреща ется разгружать цемент ручным способом при температуре + 40 °С н выше.
Во время погрузки сборных железобетонных конструкций их очищают от снега, льда, грунта, в случае необходимости выправляют монтажные петли.
Все погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов следует осуществлять под руководством административно-технического, который обязан инструктировать грузчиков и обучать их безопасным приемами работ, а также обеспечить исправными механизмами и приспоблениями. Всех рабочих, поступающих в строительные организации в качестве грузчиков, в течение трех месяцев обучают безопасным методам труда по 6...8-часовой программе; получившим положительные оценки выдают удостоверения на право ведения по-грузочно-разгрузочных работ. Грузчик выполняет только ту работу, которая записана в его наряде.
Погрузочно-разгрузочные работы обеспечивают специальным инвентарем и инструментом, отвечающим требованиям безопасности их производства. Во время выполнения таких работ с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта необходимо соблюдать Правила по технике безопасности и производственной санитарии при по-грузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденные МПС, и Правила техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта.
При подаче состава на складские подъездные пути скорость движения не должна превышать 10 км/ч. Платформы и вагоны, стоящие на путях погрузки и разгрузки, должны быть сцеплены, заторможены и закреплены тормозными башмаками или подкладками. Пребывание людей на железнодорожных путях запрещается.
Открывать люки полувагонов, двери вагонов и борта платформ необходимо специальными рычагами, что обеспечивает нахождение рабочих вне зоны возможного падения груза, борта люка. Не разрешается находиться в полувагоне с открытыми люками при разгрузке сыпучих и мелкоштучных материалов.
К работам разрешается приступать только после окончания маневров и закрепления вагонов на месте тормозными башмаками. Открывая или закрывая дверь вагона, следует находиться за ее полотном, чтобы избежать ушиба грузом. При открывании борта платформы рабочие должны стоять у его концов. Оставлять борт закрытым на один крюк категорически запрещается. Для проезда тележек и перехода грузчиков из вагона в вагон применяют мостики шириной 1 м, изготовляемые из досок толщиной 0,05 м, скрепленных снизу железными или деревянными планками через 0,5 м. Для закрепления за дверной рельс вагона мостики оборудованы крюками.
На погрузочно-разгрузочных работах используют слеги, катальные доски, носилки и переносные лестницы. Их изготовляют из здоровой древесины, а продольные бруски — из цельного материала.
На канатах, применяемых на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть бирки с указанием допускаемой нагрузки. Пользоваться неисправным такелажем, инструментами и приспособлениями запрещается.
Погрузка и выгрузка мешков, ящиков, бочек. При разгрузке грузов в мешках (например, цемент) допускается укладка их по высоте в шесть рядов. Но если необходимо выше, то после шестого ряда делают прокладку из досок. Поднимать груз выше седьмого ряда разрешается только по сходням с набитыми на них поперечными планками, на 10-й ряд — с помощью подменного рабочего. Грузы в вагонах или пакгаузах следует укладывать в устойчивые штабеля.
Во время погрузки и разгрузки бочек, барабанов, круглого леса, труб применяют слеги и покаты, которые изготовляют из древесины твердых пород диаметром не менее 150 мм в тонком конце, длиной 4...6 м. К верхним концам слег крепят крючья из полосовой стали толщиной не менее 15 мм; нижние концы слег клинообразной формы должны быть окованы металлом. Парные слеги и покаты скрепляют между собой двумя-тремя поперечными стяжками.
Катно-бочковые грузы в большинстве случаев при весе до 35 кг выгружают и погружают вручную перекатыванием, если полы вагона и склада находятся на одном уровне, и по слегам с помощью веревок, если полы вагона и склада на разных уровнях.
В вагонах грузы укладывают рядами с прокладкой досок. Бочки с жидкими грузами укладывают пробкой вверх.
Рабочим запрещается переносить катно-бочковые грузы на спине, независимо от их веса, и находиться впереди скатываемого груза. Место рабочих — по бокам перемещаемого груза. Во избежание ранения рук о предметы, находящиеся на пути перекатываемого груза, запрещается перекатывать его толканием за края. Кислоты и другие грузы разрешается выгружать в специальные пакгаузы, пол которых находится на одном уровне с полом вагона. У места работы должна быть вода для немедленной промывки места, обожженного кислотой или щелочью. Если во время погрузочно-разгрузочных работ разбилась тара с кислотой или едким веществом, рабочие в противогазах нейтрализуют их известковым молоком, а это место посыпают песком и осторожно убирают смесь лопатой.
Погрузка и разгрузка каменных материалов. Камни весом до 50 кг переносят носилками или перевозят тачками. Камни большого веса грузят и разгружают кранами и другими механическими устройствами. При разгрузке тяжелых камней из вагонов или платформ запрещается сталкивать их руками. Следует пользоваться ломами, сталкивая груз по трапу или катку.
Выгрузка лесоматериалов. При выгрузке бревен из вагонов необходимо придерживаться такой последовательности: стойки со стороны, противоположной фронту выгрузки, подпирают рычагами, после чего разрезают верхнюю увязку у всех этих стоек, срезают среднюю увязку со стороны выгрузки у средних стоек, вынимают их и заменяют стойками длиной 1,5 м; устанавливают две пары слег со стороны выгрузки, одну пару — на выгружаемые бревна, а вторую — на платформу; спиливают две оставшиеся со стороны выгрузки стойки до уровня второго сверху ряда бревен; выгружают верхний ряд бревен, для чего двое рабочих, находящиеся на платформе, при помощи ломов согласованными одновременными движениями сваливают бревно за бревном на слеги. Каждое бревно сбрасывают после того, как со слег убрано предыдущее и рабочий, находящийся внизу, подал условный сигнал.
В отдельных случаях бревна перевозят на платформах без прокладок, тогда их выгружают следующим образом. Со стороны выгрузки открывают борт платформы и устанавливают слеги, рубят одну крайнюю стойку и срезают среднюю проволочную увязку. Конец отрубленной стойки выбирают из стоечного гнезда платформы и заменяют специальной стойкой, скрепляемой легкой увязкой с противоположной. После замены таким же образом второй крайней стойки и удаления средних открывают предохранительные стаканы, тогда рабочие, находящиеся с боковой стороны платформы, при помощи веревок, привязанных к рычагам стакана, откидывают предохранители, и бревна под напором штабеля разваливаются.
При выгрузке пиломатериалов также строго соблюдают правила безопасной работы. Перед загрузкой надо позаботиться о том, чтобы крайние стойки с обеих сторон платформы подпирались подпорными рычагами, после чего среднюю снимают и срезают примерно на полметра крайние. Разгрузив часть платформы, подпорки-рычаги передвигают ниже и снова срезают крайние стойки. И так до полной разгрузки платформы. Во избежание обвала груза выгрузку надо выполнять горизонтальными рядами.
Контейнеры, рольганги, электрокары и аккумуляторные погрузчики. В целях обеспечения безопасности ведения погрузочно-разгрузочных работ запрещается ставить груженые или порожние контейнеры в два яруса на наклонной плоскости, а также поднимать краном с захватом менее чем за четыре конца. Наклонные и винтовые спуски в целях безопасности ограждают с боков по всей длине, чтобы исключить возможность выпадения груза.
При эксплуатации аккумуляторных погрузчиков и электрокаров запрещается курить и зажигать огонь около заряжающих аккумуляторных батарей, прикасаться к оголенным токо-ведущим частям. Машинисту при подъеме или опускании груза необходимо внимательно осматривать место разгрузки и соблюдать правила инструкции движения. Пути движения электрокаров и погрузчиков всегда должны быть освещены.
Для перевозки грузов широко применяют автомобильный транспорт. Каждый автомобиль перед выпуском на работу должен быть технически освидетельствован. К работе могут быть допущены только технически исправные автомобили, снабженные декументами ГАИ.
При укладке в кузов автомобиля или прицепа груза навалом его необходимо размещать в кузове не выше бортов, штучный, уложенный выше уровня бортов, следует увязывать прочными веревками или мягкими канатами.
При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принять меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом равномерно размещают по всей площадке кузова автомобиля, а штучные грузы — чтобы исключить возможность произвольного смещения их в пути. Прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, оборудуют поворотным приспособлением (турникетом), погрузочная высота которого должна быть на одном уровне с полом автомобиля.
Автомобили-самосвалы при разгрузке на насыпях, а также при засыпке выемок следует устанавливать не ближе I м от бровки естественного откоса. Загрузка с эстакад, не имеющих защитных (отбойных) брусьев, запрещается. Погрузка грузов в бортовые автомобили навалом допускается только до уровня бортов кузова.
Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, оборудуют специальными стеллажами с обитыми войлоком выемками по диаметру баллонов.
Взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы перевозят в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке, и органами надзора.
Поднятые кузова автомобилей-самосвалов рабочие, находясь на земле, очищают скребками или лопатами с удлиненной рукояткой.
Не разрешается перевозить длинномерные груяы на автомобилях-самосвалах, в том числе и с прицепами.
Перемещение грузов вручную. При ручной погрузке и разгрузке лесоматериалов необходимо применять прочные слеги, лебедки, ломы и другие приспособления. Не рекомендуется погружать и разгружать катучие грузы ручным способом. Однако в строительных организациях в исключительных случаях эти работы разрешается вести вручную. При этом рабочие, стоящие на земле или площадке, должны находиться сбоку от поднимаемого или опускаемого груза, который необходимо поддерживать канатом с противоположной стороны. Не разрешается находиться сзади поднимаемого или спереди опускаемого груза.
Балки, рельсы, трубы и другие длинномерные материалы переносят только специальными захватами в виде стальных клещей. Переносить их на черенках лопат п ломах запрещается. Предельный вес груза, который можно переносить по горизонтальной поверхности, кг:

Для мужчин старше 18 лет............ 50
Для женщин » » » ............ 15
Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет..... 16,6
То же, женского пола............... 10,25

Подъем грузов вручную на высоту более 3 м не допускается.
Кислоты, каустики разгружают и погружают только в стеклянной таре, помещенной в плетеные корзины. Запрещается переносить бутылки с кислотами, баллоны с газами на спине или плечах. Последние первозят только в тележках или переносят вручную двое рабочих в плетеных корзинах на специально оборудованных носилках.
Хранение материалов. Легковоспламеняющиеся и горючие материалы необходимо хранить в специальных помещениях в закрытой таре (бочках, бидонах) с герметически закрывающимися крышками или пробками.
Ядовитые вещества хранят в отдельных помещениях, удаленных от жилья, а также от мест ведения каких-либо работ. Места их хранения следует ограждать, вывешивая предупреждающие надписи как внутри помещения, так и снаружи. Пустую тару из-под ядовитых и легковоспламеняющихся веществ нужно хранить в специально отведенных местах.
Различные кислоты хранят в специальной таре (оплетенных бутылях) в закрытых помещениях. На каждой бутылке должна быть бирка с названием кислоты и указанием ее концентрации.
Не разрешается хранить на строительной площадке негашеную известь, гашеную хранят в известковых ямах, закрытых щитами из досок, с люками и ограждениями высотой до 1 м или в специальной таре.
Взрывчатые вещества следует хранить, использовать и учитывать в соответствии с действующей «Инструкцией о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов».
Динитрофенол и динитрофенолят натрия следует хранить во влажном состоянии в плотно закрываемых бочках.
Баллоны со сжатыми газами и кислородом хранят в специальных закрытых проветриваемых помещениях, изолированных от источников открытого пламени.
Хранение в одном помещении барабанов с карбидом кальция и баллонов с кислородом, баллонов с ацетиленом или коксовым газом запрещается.
Строительно-монтажные пистолеты и патроны к ним хранят на складе в отдельно опечатываемых (пломбируемых) стальных шкафах.
Складирование специальных строительных материалов. Организация правильного хранения и размещения материалов как на складах, так и на строительных площадках имеет большое значение для нормального и безопасного ведения всех строительных работ. На территории, отведенной для складирования, строительные материалы размещают так, чтобы они не закрывали окон, дверей, пожарных проездов.
Материалы завозят на стройплощадку в небольшом количестве. Размещают их так, чтобы проходы между штабелями были не менее 1 м, ширина проездов устанавливается в зависимости от габаритов транспортных средств.
Кирпич, доставляемый без контейнеров, укладывают в клетки плашмя высотой 25 рядов, а на ребро— 13 рядов. Кирпич в контейнерах складывают в один ряд, а в пакетах на поддонах — в два яруса.
Бутовый камень, асбестоцемент ные и гипсолитовые плиты укладывают штабелями на высоту 1 м. Жслсзнобетонные ригели, перемычки и колонны штабелируют высотой до 2 м с деревянными прокладками между рядами. Железобетонные плиты перекрытий и настилы укладывают штабелями до 10...12 рядов, но не выше 2,5 м. Фундаментные блоки и блоки стен подвалов штабелируют с прокладками не более четырех рядов высотой до 2,5 м. Длинномерные строительные материалы (стальные балки, трубы больших диаметров) укладывают высотой 1,2 м с прокладками между рядами и укрепляют упорами, чтобы не раскатывались.
Сыпучие пылевидные материалы (цемент, гипс, алебастр, мел) хранят на складах или под навесами в мешках, которые укладывают штабелями до 3 м по высоте. При укладке штабелей выше 1,5 м необходимо устраивать удобные стремянки с перилами. Если сыпучие материалы поступают не в мешках, их хранят навалом в закрытых ларях на стройплощадке, а на складах — в бункерах. Закрома делают размером 1X1 м. Загрузочные отверстия бункеров (силосов) при глубине бункера 1,5 м и более следует закрывать решетками. Песок, гравий и щебень хранят насыпью с учетом угла естественного откоса или устраивают прочные подпорные стенки.
Круглый лес (бревна) укладывают штабелями высотой 2 м с прокладками между рядами. Чтобы бревна не раскатывались, с двух сторон устраивают упоры в виде стоек с подкосами. Доски укладывают штабелями или клетками. Их можно укладывать параллельно друг другу с прокладками через пять рядов высотой не более половины ширины штабеля. Направление укладки досок можно менять после каждого ряда, достигая высоты не более ширины штабеля. Бочки со строительными материалами складывают не более чем в два ряда по высоте с прокладками, а в лежачем положении — с прокладками и падежными упорами, чтобы они не раскатывались.
Радиаторы укладывают: отдельные секции штабелями высотой не более 1 м, а в собранном виде — в один ряд.

В зависимости от способа доставки грузы делятся на штучные, насыпные и наливные. Все они в свою очередь подразделяются на другие виды:
штучные - на мелкоштучные (массой до 50 кг) - деревянные и металлические изделия, кровельные и теплоизоляционные материалы, пакеты, тарно-штучные и т. д.; строительные конструкции - панели, фермы, блоки (сантехкабины, лифтовые шахты); металлопрокат - стержневая , уголок, швеллер; и плети труб; контейнеры и пакеты; комплекты грузов (штучные грузы, подобранные на технологический этап); длинномерные; технологическое оборудование и строительные машины (при перевозке на объекты); лесные - круглый лес, ;
насыпные - на навалочные ( , нерудные материалы) и глыбообразные (скальная порода, бутовый камень); пористые заполнители для бетонов ( , термолит, аглопорит); порошкообразные и пылевидные материалы (цемент, известь, зола, минеральный порошок); наливные - на воду; полужидкие грузы (бетонные и растворные смеси); битум и мастики (разогретые до 200°С); вяжущий груз - горячий асфальт; известковое молоко; жидкое топливо.

Наиболее эффективной формой материально-технического обеспечения (МТО) строящихся объектов является комплектация - комплектная поставка материалов, изделий и конструкций в заданные сроки, подчиняющая систему МТО технологическому ритму поточного индустриального строительства. Комплектная доставка грузов на строительную площадку заранее рассчитывается и готовится службой управления производственно-технологической комплектации (УПТК,).

Различают три основных вида комплектов: технологический, поставочный и транспортный. Технологический комплект - набор материальных ресурсов, необходимых при возведении объекта или его части (этаж, секция, захватка), поставочный комплект - часть технологическоо комплекта, поставляемая на строительную площадку в порядке очередности по срокам, транспортный комплект-часть поставочного комплекта, доставляемого на строительную площадку за один рейс, с учетом технологической последовательности возведения объекта.

В целях совершенствования складирования грузов в УПТК и на объекте, а также для повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ при комплектовании широко используют контейнеры и пакеты. Контейнер - это инвентарная специальная тара многоразового использования под массовые штучные строительные материалы и изделия, приспособленная для механизированной погрузки, выгрузки, кратковременного хранения грузов. По грузоподъемности контейнеры делятся на малотоннажные (0,625 и 1,25 т), среднетоннажные (2,5 и 5 т) и крупнотоннажные (10, 20 и 30 т). Пакет - это укрупненные партии штучных грузов (доски, столярные изделия, кирпич). Пакетированные грузы перевозят на поддонах, которые по своей конструкции делятся на плоские, стоечные и ящичные.

Кроме рассмотренных выше преимуществ комплектация обеспечивает: централизованную доставку материальных ресурсов непосредственно на строительный объект; совершенствование складирования и погрузочно-разгрузочных работ; сокращение до минимума запасов материалов на строительной площадке; ликвидацию промежуточных складов материалов во всех звеньях строительных организаций; высокую производительность труда.

Погрузочно-разгрузочные работы в настоящее время продолжают оставаться весьма трудоемкими, на них занято около 10% всех рабочих в строительстве. Для снижения трудоемкости этих работ их следует выполнять в строгом соответствии с ППР, где отражаются объемы перевозок грузов по номенклатуре и срокам, организация складского хозяйства на объекте, расположение и оснащение пунктов разгрузки строительных грузов, порядок разгрузки и складирования основных грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы должны проводиться на специально отведенной территории с ровным и прочным покрытием (бетонное, щебеночное, дощатое) и с соблюдением . Допускается выполнение работ на спланированных грунтовых площадках, способных воспринимать расчетную (по проекту) нагрузку от складируемых грузов, автотранспортных средств и подъемно-транспортных машин.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть максимально механизировано. Уровень механизации определяется коэффициентом
где Q - количество груза, погруженного или выгруженного механизированным способом 20бщ - общее количество погруженного или вы. груженного груза.

В строительстве используется большое количество специализированных погрузочно-разгрузочных машин. По принципу действия они разделяются на машины и установки циклического, непрерывного и пневматического действия, а также машины, предназначенные для работы с сыпучими материалами на железнодорожном транспорте:
машины циклического действия - используются при работах с сыпучими грузами: , оборудованные прямой лопатой, драглайном, погрузочными ковшами или специальным погрузочным оборудованием; экскаваторы-планировщики; одноковшовые универсальные погрузчики; электропогрузчики; специальные погрузчики и разгрузчики; к машинам циклического действия применяемым для работы со штучными грузами, относятся различные виды стреловых самоходных кранов; обычного исполнения и краны-погрузчики; козловые краны-погрузчики, лесопогрузчики, электроштабелеры, тали электрические;
машины непрерывного действия - предназначены для черпания, транспортирования и погрузки сыпучих и мелкоштучных грузов непрерывным потоком: многоковшовые погрузчики; конвейеры (ленточные, ковшовые ленточные, элеваторы, шнеки);
машины пневматического действия - используются для грузовой переработки порошкообразных и пылевидных строительных материалов: пневматические разгрузчики всасывающего и всасывающе-нагнетательного действия; пневматические винтовые подъемники и насосы; камерные и струйные насосы; аэрационные установки; пневматические донные и баковые разгружатели;
машины и установки для разгрузки железнодорожных вагонов и платформ с сыпучим грузом: различные виды разгрузочных машин, работающих на конвейерном принципе погрузки и транспортирования груза; машины и установки восстановления сыпучести смерзшихся материалов на основе рыхления (виброрыхлители, виброударного действия, бурофрезерные рыхлители) и резания; машины по очистке полувагонов; люкоподъемники; маневровые устройства (для передвижения вагонов вдоль разгрузочных фронтов).

Классификация строительных грузов и видов транспорта. Транспортирование строительных грузов

При возведении любого здания или сооружения выполняют определенные транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с доставкой от мест изготовления на строительную площадку различных материалов, полуфабрикатов и изделий. Доставляемые для возведения сооружения элементы именуют строительными грузами.

В зависимости от физических и геометрических характеристик строительные грузы делят на 9 видов: сыпучие (песок, щебень, гравий, грунты); порошкообразные (цемент, известь, гипс, мел); тестообразные (бетонная смесь, раствор, известковое тесто); мелкоштучные (кирпич, блоки и т.п.); штучные (оконные и дверные блоки, плиты перекрытий и покрытий); длинномерные (фермы, лесоматериалы, колонны); жидкие (бензин, смазочные материалы); крупнообъемные (санитарно-технические кабины, блок-комнаты и т.п.); тяжеловесные (железобетонные элементы значительной массы, строительные машины и т.п.).

Исходя из разнообразия строительных грузов, в строительстве нашли применение самые разнообразные средства их транспортирования, разработаны соответствующие средства их погрузки и разгрузки.

Транспортировку строительных грузов осуществляют вертикальным и горизонтальным транспортом.

Вертикальный транспорт предназначен для выполнения погрузочных работ на заводах-поставщиках строительных конструкций, разгрузочных работ при приемке поступающих на строительную площадку материалов и изделий, при транспортировании грузов по вертикали с земли к месту производства работ.

Горизонтальным транспортом перевозят строительные грузы от места их получения до объектов строительства и непосредственно на самих объектах, если возводят не отдельные здания, а целый строительный комплекс.

Горизонтальный транспорт по отношению к строительной площадке подразделяют на внешний и объектный. Внешним транспортом строительные материалы, конструкции поступают на строительную площадку с заводов-поставщиков, карьеров, складов к строящимся объектам. Объектным транспортом перемещают строительные грузы в пределах строительной площадки.

В строительстве перевозку грузов осуществляют всеми видами современного транспорта. Выбор транспортных средств зависит от вида перевозимого груза; размеров и массы конструкций и деталей; способа транспортирования; габаритов пространственных элементов; дальности транспортирования; допустимой скорости транспортирования груза; способа разгрузки груза; вида дороги, уклонов, температуры наружного воздуха и перевозимого груза; условий транспортирования.

Транспортные средства бывают:

– цикличного действия: а) рельсовый – железные дороги нормальной (широкой) или узкой колеи; б) безрельсовый – автомобильный и тракторный;

– непрерывного действия – гидравлический; конвейерный (с помощью транспортера) и подвесной.

Транспортные средства подбирают на основе их технико-эксплуатационных показателей (грузоподъемность, возможная скорость передвижения, производительность, требования к дорогам, покрытие, стоимость эксплуатации транспортных средств и дорог, простота и надежность в эксплуатации и возможность применения для перемещения других грузов); условий, в которых они будут применяться (рельеф стройплощадки, размеры сооружения в плане и взаимное высотное положение выемок и насыпей, объем земляных работ, сроки выполнения, рабочие параметры, наличие и состояние дорог и т.п.).

Автомобильный транспорт широко применяют для доставки строительных грузов на строительную площадку. В строительстве наиболее распространены автомобили грузоподъемностью до 12 т и прицепы к гусеничным тракторам вместимостью 9–12 м 3 . Это объясняется возможностью широкого применения их для транспортировки различных материалов, большим диапазоном грузоподъемности, сравнительно простой конструкцией дорог.

Тракторный транспорт применяют для доставки грузов на незначительные расстояния и в случае бездорожья. Достоинства: высокая производительность, возможность применения на объектах с разными объемами работ, меньшая требовательность к дорогам и зависимость от погодных условий в сравнении с автомобильным транспортом, возможность применения на крутых подъемах (до 0,15).

Недостатки тракторного транспорта: небольшие скорости передвижения, ограниченное применение при большой дальности возки. Экономичная дальность возки, когда гусеничный тракторный транспорт может конкурировать с автомобильным, не превышает 600–800 м.

Железнодорожный транспорт является в основном внешним транспортом для перевозки на большие расстояния.

Железные дороги строительной площадки устраивают широкой колеи шириной 1520 мм, если железнодорожный транспорт предусмотрен в проекте строящегося предприятия; а также при большом объеме доставляемых им грузов на строительную площадку (более 1 млн. т в год). Узкоколейные дороги шириной 750 мм используют при перевозках грузов из карьеров на строительную площадку, если по каким-то причинам нельзя задействовать более эффективные виды транспорта – автомобили, троллейвозы, транспортеры большой протяженности.

Применение железнодорожного транспорта ограничено высокой стоимостью устройства железнодорожного полотна, а также условиями пути: максимальные уклоны – 0,03–0,05; радиусы закруглений для широкой колеи – 200–300 м, для узкой – 60–100 м.

Специальные виды транспорта

Специализированные транспортные средства предназначены для перевозки определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций и др.

При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, извести, гипса и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки.

Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов и полуприцепов.

В зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы, блоковозы.

К специальным видам транспорта можно отнести транспортные средства технологического назначения, в которых совмещены процессы транспортирования с технологической переработкой этого строительного груза:

– автобетоносмесители – в них одновременно выполняются процессы приготовления и транспортирования на строительную площадку бетонной смеси;

– автобетононасосы – совмещают транспортировку смеси на значительные расстояния и ее укладку;

– автобетоновозы – совмещают транспортировку смеси и ее перемешивание.

Из специальных видов (внутрипостроечного) транспорта применяют ленточные конвейеры, канатные дороги и трубопроводы.

Ленточные конвейеры наиболее широко применяют на заводах железобетонных изделий (ЖБИ) для транспортировки заполнителей, бетонной смеси, мелкоштучных материалов (кирпича и т.п.).

Подвесной канатный транспорт применяют для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности и водных преград.

Трубопроводный транспорт используют для доставки некоторых строительных материалов: по трубам перемещают размытый водой грунт, бетонную смесь, раствор для штукатурных работ, цемент и т.п.

Погрузочно-разгрузочные работы на строительной

Площадке

Работы по погрузке, разгрузке и складированию материалов являются наиболее трудоемкими в общем процессе перемещения грузов. Для снижения затрат ручного на погрузочно-разгрузочных работах и облегчения тяжелого труда необходимо повышать степень механизации этих работ.

Организация погрузочно-разгрузочных работ должна обеспечивать их комплексную механизацию с предельным уменьшением числа перегрузок. В состав механизированных комплексов входят как общестроительные, так и специальные машины и механизмы.

Общестроительные машины (башенные, стрелковые, козловые, мостовые краны, кран-балки, экскаваторы различных типов) используют на погрузке и разгрузке штучных, тяжеловесных, длинномерных и крупнообъемных конструкций и материалов, а также сыпучих материалов и контейнеров с малосыпучими материалами.

Применение специальных погрузочно-разгрузочных машин определяет вид грузов.

Специальные погрузочно-разгрузочные машины бывают циклического и непрерывного действия.

Наиболее широкое применение в строительстве получили различные самоходные погрузчики и ленточные конвейеры.

Погрузчики (универсальные одноковшовые, многоковшовые, автопогрузчики) обладают высокой мобильностью и универсальностью.

Универсальные одноковшовые погрузчики могут быть оборудованы ковшом, вилочным подхватом, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом и другими рабочими органами. Их используют не только на погрузочно-разгрузочных работах, но и для перемещения различных грузов на небольшие расстояния.

Автопогрузчики так же, как и универсальные одноковшовые погрузчики, имеют различное сменное рабочее оборудование – крановые стрелы, челюстные захваты, ковши, вилочные подхваты и другие приспособления. Их применяют на площадках, имеющих твердое покрытие.

Многоковшовые погрузчики относят к машинам непрерывного действия и используют для погрузки сыпучих материалов в транспортные средства.

Ленточные конвейеры также являются машинами непрерывного действия и служат для погрузки и подачи к месту укладки сыпучих, мелкоштучных и некоторых тестообразных материалов (бетонных смесей).

Состоящие из отдельных конвейеров конвейерные системы могут достигать в длину нескольких километров.

В целях сокращения ручного труда, повышения производительности транспортных средств, обеспечения лучшей сохранности перевозимых грузов и создания условий для механизации погрузочно-разгрузочных работ в строительстве находят широкое применение методы контейнеризации и пакетирования. Суть этих методов заключается в объединении мелкоштучных строительных материалов на заводах, которые их производят (кирпич, керамические камни, мелкие стеновые блоки и др.), или на базах производственно-технологической комплектации (отделочные материалы, кровельные, электротехнические материалы и др.) в укрупненные пакеты или контейнеры.

Пакет – это уложенная на специальный поддон партия груза, контейнер – это многооборотное объемное устройство. Различают контейнеры универсальные, используемые для перевозки различных категорий грузов, и специальные, предназначены для перевозки определенного вида грузов. С помощью погрузочно-разгрузочных и транспортных средств пакеты и контейнеры перемещают от места производства или комплектации к строительной площадке или заводу.

/

Перед осуществлением погрузочно-разгрузочных работ необходима их четкая организация, под которой подразумеваются место, последовательность, продолжительность и количество рабочих.

На местах грузопереработки происходят такелажные работы. Каждый пункт отличается от других определенным грузопотоком, обусловленный направлением перемещения определенного вида груза за временную единицу.

Перерабатываемые кранами грузы разделяются на несколько разновидностей: штучные, перемещаемые и пакетированные в различных емкостях .

Операции погрузочно-разгрузочных работ в настоящее время механизированны. Для этого используется автоматическое оборудование: механизмы и машины. В зависимости от работы все агрегаты подразделяются на два вида: работающие самостоятельно и зависящие от каких-либо транспортных средств. К первой можно отнести монтажные краны, пневматические разгрузчики, передвижные конвейеры и другие. В состав второго подразделения входят грузовики, самосвалы, средства для саморазгрузки .

Погрузочно-разгрузочные или такелажные работы по-прежнему остаются трудоемкими в плане поднятия различных видов грузов с целью транспортировки в определенный географический объект. Это происходит двумя методами: вручную и с использованием специфической техники (погрузчика или подъемного крана). На погрузочно-разгрузочных работах занято порядка 10% рабочих страны . Для максимально удобной работы необходимо придерживаться ППР, в которых представлены все правила и рекомендации осуществления такелажных работ.

Осуществляются в специально отведенных местах с прочным, а главное, ровным покрытием из бетона, досок. Кроме того, в осуществлении этих работ важно соблюдение техники безопасности. Возможно осуществление этих работ на подготовленных площадках, способных выдержать нагрузку погрузочно-разгрузочных работ любой сложности.

Стоит отметить, что выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть механизированным. В этом процессе участвует обширное разнообразие техники. В зависимости от выполняемой работы они классифицируются на машины, в которых присутствует непрерывное пневматическое действие, и машины, предназначенные для работы с материалами на железной дороге, как правило, сыпучими. Именно с ними способны полноценно и качественно работать устройства циклического действия. К ним относятся одноковшовые экскаваторы, универсальными погрузочными ковшами, электропогрузчиками и другим оборудованием.

Для безопасного выполнения работ необходимо соблюсти несколько требований . Во-первых , техника должна быть исправна и допущена к эксплуатации. Во-вторых , ни в коем случае не допускается перемещение грузов в жилых пространствах, где велика вероятность нахождения людей или животных. В-третьих , во время перемещения между конструкцией и перемещающей ее техникой должно быть расстояние не менее 950 миллиметров по вертикали и 1000 миллиметров по горизонтали. Помимо всего, запрещается опускание груза на автомобили. Поднятие груза строго запрещается в присутствии простых людей.

14.1. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны соблюдаться требования СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ПОТ РО-200-01-95 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», ГОСТ 12.3.009-76* «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», ПОТ РМ-007-98 «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

14.2. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть спланированы и иметь уклон не более 1:10, а их размеры и покрытие - соответствовать проекту производства работ. Спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда и посыпаться песком или шлаком. Транспортные средства и оборудование, используемое для погрузочно-разгрузочных работ, соответствуют характеру перерабатываемого груза.

14.3. Освещенность площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение» и ГОСТ 12.1.046-85 «ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок».

14.4. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.

14.5. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с кранами и назначенного приказом руководителя организации.

Ответственные за производство погрузочно-разгрузочных работ проверят исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря, а также разъяснят работникам их обязанности, последовательность выполнения операций, значение подаваемых сигналов и свойства материалов, подаваемых к погрузке (разгрузке).

14.6. Машинисты грузоподъемных машин и стропальщики должны быть обучены способам правильной строповки и зацепки грузов.

14.7. Грузозахватные приспособления снабжаются клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), снабжаются паспортом. Перечень и вид основных грузозахватных приспособлений дан в приложении 4.



14.8. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец периодически производит их осмотр согласно п. 9.3.25 ПБ 10-382-00 в следующие сроки:

Траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;

Стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

Редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.

Осмотр грузозахватных приспособлений и тары производится по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, а также браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные грузозахватные приспособления изымаются из работы.

14.9. Графическое изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы выдаются на руки стропальщикам и машинистам кранов и помещены на стендах в местах производства работ.

Примеры схем строповок грузов даны в приложении 5.

Образец стенда со схемами строповок дан в приложении 6.

14.10. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне работы грузоподъемных машин запрещается нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам.



14.11. Перед погрузкой или разгрузкой сборных железобетонных конструкций монтажные петли осматриваются, очищаются от раствора или бетона и при необходимости выправляются без повреждения конструкций.

14.12. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов устраиваются стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Настил эстакад должен быть ниже борта полувагона на 150 мм. Эстакады оборудуются инвентарными лестницами для доступа стропальщиков в полувагоны и защитными ограждениями. Эстакады должны быть устроены вдоль вагона с противоположной стороны от направления перемещения грузов. При устройстве эстакад необходимо руководствоваться ГОСТ 9238-83 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм». Опускать груз на автомашину, а также поднимать с нее груз при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины не разрешается.

Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами производится по технологии, в которой определяются места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность безопасного выхода на эстакады и навесные площадки.

Нахождение людей в полувагонах при перемещении груза не допускается.

14.13. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м.

Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м.

Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

14.14. Лица, выполняющие такелажные или стропальные работы при погрузке или разгрузке грузов, проходят специальное обучение с выдачей удостоверения на право производства этих работ.

14.15. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается строповка груза, находящегося в неустойчивом положении, а также исправление положения элементов строповочных устройств на приподнятом грузе, оттяжка груза при косом расположении грузовых канатов.

14.16. Подъем контейнеров и ящиков с оборудованием без сведения о массе и способе их строповки, а также железобетонных и бетонных изделий, не имеющих маркировки и указаний о фактической массе, запрещается. Перемещение груза неизвестной массы производится только после определения его фактической массы.

14.17. Перемещение мелкоштучных грузов производится в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке в транспортное средство и разгрузке его на землю.

14.18. При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, стойки или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в т.ч. стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания, конструкции или оборудования; это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.

14.19. Перемещение длинномерных грузов при производстве погрузочно-разгрузочных работ в стесненных условиях следует производить параллельно границе опасной зоны с удержанием от случайного разворота с помощью гибких оттяжек.

Число стропальщиков, обслуживающих склад, при сопровождении груза с помощью оттяжек, следует принимать в соответствии с рис. 35.

Рис. 35. Порядок перемещения длинномерных грузов в стесненных условиях с использованием оттяжек

L гр. - наибольшая длина груза; l - безопасное расстояние для стропальщиков; h гр. - высота груза; X - минимальное расстояние отлета груза при его падении.

Для обеспечения безопасного движения стропальщиков при сопровождении груза необходимо предусмотреть свободные от грузов и со спланированной поверхностью проходы шириной не менее 1 м.

Оттяжки выполняются из пенькового каната или тонкого гибкого троса и закреплены непосредственно за конструкцию или за ее монтажные петли.

XV. СТРОПОВКА ГРУЗОВ

15.1. Строповка грузов осуществляется в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза применяются стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90° по диагонали.

15.2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).

15.3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

15.4. Строповка механизмов и оборудования производится по схемам или по данным паспортов, представленных организациями-отправителями, или по схемам, разработанным специализированными организациями.

15.5. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются на руки стропальщикам и крановщикам или вывешиваются в местах производства работ.

Владельцем крана или эксплуатирующей организацией согласно требованиям ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» также разрабатываются способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

15.6. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки. Перечень основных грузозахватных приспособлений, рекомендуемых для применения, дан в приложении 4. Рекомендуемые основные схемы строповки и форма стенда приведены в приложениях 5 и 6.

15.7. Грузозахватные приспособления снабжаются клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения рассчитывается при угле между ветвями 90°, за исключением кольцевых и одноветвевых стропов, грузоподъемность которых дается при вертикальном положении. При использовании в строповке кольцевых и одноветвевых стропов в наклонном положении необходимо на их грузоподъемность вводить поправочный коэффициент в зависимости от угла наклона.

Коэффициент определяется косинусом угла α, образуемого между наклонной ветвью стропа и вертикалью. При α = 15°, 30°, 45° коэффициент соответственно равен 0,966; 0,866; 0,707.

Пример. Два кольцевых стропа, каждый грузоподъемностью по 5 т, наклонены к вертикали под углом 45°, следовательно, несущая способность каждого стропа будет равна 5 тс×0,707 = 3,535 тс.

15.8. Грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме клейма, снабжаются паспортом.

15.9. На таре (ящики для раствора, бункера, контейнеры и т.д.), кроме специальных технологических данных, указываются ее назначение, номер, собственная масса и грузоподъемность. Безопасная эксплуатация тары производится в соответствии с ГОСТ 12.3.010-82. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки машины (крана).

Для перемещения бетонной смеси следует применять бункеры (бадьи), выполненные по ГОСТ 21807-76*. Тара в зависимости от назначения должна отвечать соответствующим нормативным требованиям.

15.10. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки прикрепляются к грузу или в качестве инвентарных постоянно закрепляются на стропе.

15.11. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза.

15.12. Запрещается нахождение на строящемся объекте неисправной или нестандартной тары и неисправных грузозахватных приспособлений.

15.13. При разработке схем строповки грузов необходимо учитывать положение грузов при перевозке автотранспортом, хранении груза на приобъектном складе, монтаже и необходимом кантовании.

15.14. Для хранения грузозахватных приспособлений и тары на стройплощадке отводится специальное место, где стропы хранятся в специальных шкафах или ларях, куда не попадают атмосферные осадки, траверсы - на специальных устойчивых подставках, а тара - на подкладках.

15.15. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:

На наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырехветвевого стропа;

Стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду приподнять конец груза на высоту 0,4 - 0,5 м;

Стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100×100 мм на расстоянии 1/4 от его концов (при подъеме труб, бревен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);

Стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъема. Эти места не должны находиться в опасной зоне от строящегося здания);

Стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии 1/4 длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на «удавку» и надевает на крюки двух- или четырехветвевого стропа;

Стропальщик дает команду на подъем груза на высоту 20 - 30 см, убеждается в надежности строповки и подает команду на дальнейшее перемещение груза.

15.16. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на комплектовочных базах строповку лесоматериалов, уложенных россыпью, следует производить с помощью гидравлического грейфера или клещевого захвата.

15.17. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надежного временного закрепления.

15.18. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара загружается на 100 мм ниже ее бортов.

15.19. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.

15.20. Основные положения по строповке даются на схемах строповки грузов, входящих в состав проекта производства работ.

© 2024 Строим с умом